Отрасль страдает от монополистов.
Кофе из Перу, Таиланда и других более мелких производителей раньше был роскошью для преданных любителей этого напитка. Теперь он может стать ключом к полному изменению отрасли.
Кофе выращивают около 40 стран, но более половины мирового производства долгое время приходилось всего на две – Бразилию и Вьетнам. А когда плохая погода обрушивается на обе страны — а это происходит все чаще в условиях глобального потепления и нестабильного климата — цены на кофе взлетают.
Это придает новый импульс инвестициям в кофейную промышленность в других странах, от Кубы до Руанды. Очевидно, что рынок сбыта огромен, поскольку многие потребители ищут зерна необычного происхождения. И отрасль, страдающая от монополизма, остро нуждается в более разнообразной цепочке поставок.
Как меняется рынок кофе?
Компания Illycaffe SpA вышла на рынки стран Восточной и Южной Африки, где она закупает зерна, игнорируя Бразилию и Вьетнам.
Кофейный трейдер Volcafe Ltd. в мае 2024-го получил финансирование в размере 60 миллионов долларов США для расширения своей деятельности в Восточной Африке.
Starbucks Corp. занимается распространением деревьев и инвестирует в кредиты производителям в Перу, Руанде и Танзании.
Европейский производитель кофе Lavazza SpA находится в процессе реализации 20-летнего проекта по возрождению кофейной промышленности Кубы, которая угасла после Кубинской революции в 1950-х годах.
Nespresso, принадлежащая Nestle SA, объявила в начале этого года об инвестициях в размере 20 миллионов долларов США в кофейную промышленность Демократической Республики Конго. За последние пять лет компания уже потратила 60 миллионов швейцарских франков (около 71 миллиона долларов США) в рамках своей программы Reviving Origins, направленной на восстановление производства кофе в таких регионах, как Уганда, Зимбабве и Куба.
Все это вряд ли снизит цены на кофе в вашей ближайшей кофейне на углу дома, говорят экономисты. У мелких производителей нет экономии за счет масштаба производства, которой могут похвастаться Бразилия и Вьетнам.
Но сегодня потребители готовы платить больше за высококачественный кофе из небольших стран, чем когда-либо. С тех пор, как потребление кофе переместилось домой во время пандемии Covid-19, потребители стали более разборчивыми и требовательными к качеству, а также к разнообразию вкуса.
Мелкие производители уже давно ассоциируются с «специализированным» кофе — зернами, которые получают самые высокие оценки по таким качествам, как аромат и послевкусие. По данным статистики, почти треть взрослых россиян теперь пьют специализированное кофе ежедневно, впервые превзойдя массовые бренды.
Страны с небольшим производством пожинают плоды
Например, Гондурас увеличивает производство кофе, хотя фермеры также сталкиваются с более жесткой маржой из-за роста производственных затрат.
Однако, чтобы сохранить импульс, кофейным компаниям необходимо будет рекламировать прямые поставки и подчеркивать персонализированное взаимодействие с покупателем.
В противном случае потребители могут переключиться на более доступные напитки, которые «легки», например, холодный баночный кофе.
В ближайшее время высокие цены по всей цепочке поставок, вероятно, сохранятся. Если они действительно снизятся, у мелких фермеров будет меньше стимулов выращивать кофе, что в конечном итоге приведет к сокращению поставок и повторному росту цен.
Изображение сгенерировано ИИ